Версия на английском языке

Дело о гибели пешехода под колесами беспилотного такси Uber передано в суд

Беспилотный автомобиль-убийца

Еще в марте 2018 года экспериментальный таксомотор компании Uber, двигавшийся на автопилоте, сбил пешехода на четырехполосной улице. Жертвой стала 49 летняя Элейн Херцберг, которая беспечно катила свой велосипед через дорогу. Инцидент произошел около 22:00 на улице города Темпи, что в штате Аризона, США.

Следствие по этому неординарному делу, продолжавшееся более двух лет, наконец-то завершилось. На этой неделе прокуратура округа Марикопа передала на рассмотрение суда трехсот страничный том с отчетами детективов и экспертов. Главная интрига предстоящего разбирательства: кто виноват, человек или робот?

 

Подробности происшествия

 

В тот вечер внедорожник марки Volvo управлялся компьютером с новым не «обкатанным» программным обеспечением. Проводилось практическое тестирование на городских улицах.

В машине находилась 44-летняя Рафаэла Васкес. Она сидела в водительском кресле, но не управляла «умным» автомобилем. По условиям теста, присутствие человека было необходимо лишь для контроля показаний приборов на интерфейсе и принятия нужных решений при возможных экстренных ситуациях. Но когда такая ситуация возникла реально, Рафаэла смотрела не на дорогу. Как выяснилось, она была увлечена музыкальным телешоу, склонившись к экрану своего айфона.

Факт просмотра ею телешоу на мобильном телефоне подтвержден затребованными полицией данными от местного онлайн-сервиса Hulu, транслировавшего видеоконтент. По информации Hulu, связь с этим телефоном внезапно прервалась в 21:59, как раз в момент удара, когда от мощного толчка он упал на пол и отключился.

На кадрах камеры видеонаблюдения, установленной в салоне автомобиля, видно: Васкес подняла глаза и успела нажать на тормоз только в момент столкновения с пешеходом. Между тем, инструкция компании Uber запрещает контролеру, находящемуся в салоне едущей по дороге тестируемой машины, пользоваться какими-либо личными мобильными устройствами.

Хотя самоуправляемое авто двигалось со скоростью 38 миль/час (чуть более 60 км/час), женщина была смертельно травмирована. Как оказалось, система экстренного торможения не включилась. Спасти миссис Херцберг медикам не удалось, она скончалась на операционном столе городского госпиталя.

Инцидент нанес серьезный удар по инновационной программе Uber, касающейся разработки беспилотных автомобилей. Их испытания в Аризоне были прекращены, однако продолжались в других регионах. После катастрофы в Темпи намного осторожнее стали действовать конкурирующие компании. Так, китайская корпорация Baidu заявила о переносе массового выпуска роботов-такси на 2025 год.

 

Мнения экспертов

 

Несмотря на заверения разработчиков программного обеспечения для беспилотных машин, автомобили-роботы все еще несовершенны, а заложенные в них элементы искусственного интеллекта не могут предсказать поведение человека, – сказал корреспонденту издания The Guardian профессор Майкл Дж. Беннет, исследователь из университета штата Аризона, изучающий аспекты автомобильных инноваций. Возникает проблема во взаимоотношениях человека и транспортного средства-робота, констатирует ученый.

Другие эксперты подчеркивают давно назревшую необходимость ужесточения правил использования нарождающейся технологии. Однако государственный сектор США в эти проблемы практически не вмешивается, предоставив их решение частным корпорациям.

Впрочем, четко сформулированных правил движения автобеспилотников не разработала пока ни одна страна мира.

 

Другие подобные происшествия:

 

В 2016 году экспериментальный беспилотный автомобиль Uber, ничуть не снижая скорости, промчался через перекресток улиц в Сан-Франциско на красный свет. Бортовой компьютер не распознал запрещающий сигнал светофора. К счастью, нарушение обошлось без жертв, но машину зафиксировали видеокамеры другого суперкомпьютера, управляющего трафиком на улицах мегаполиса. Между разработчиками программного обеспечения Uber и властями штата Калифорния тогда разгорелись острые дебаты о безопасности самоуправляемых авто.

В том же году произошла и первая в США фатальная авария с участием автомобиля-робота, приведшая к гибели человека. Датчики компьютера беспилотного авто компании Tesla Motors на перекрестке не распознали тяжелый грузовик, и машина на всем ходу влетела под 18-ти колесный трейлер. Сорокалетний сотрудник компании, находившийся в салоне автобеспилотника для контроля тестирования, погиб на месте.

В другом инциденте дорожный патруль полиции штата Калифорния обратил внимание на электромобиль Tesla, неподвижно стоявший посреди оживленного пятиполосного шоссе. На переднем сиденье спал нетрезвый водитель. Мужчина заявил, что включил автопилот и задремал, причину остановки он объяснить не смог.

 

В связи с имевшими место трагическими случаями, руководство веб-студии Александра Иванова приняло решение о запрете использования в служебных командировках беспилотных такси сотрудниками занимающимися сопровождением клиентских сайтов.

 

27.09.2020

Следующая новость